Riding on silver whale
Случалось вам читать какой-то текст и представлять перед собой живую и интересную картину? Настолько живую и настоящую, что в какой-то момент буквы перед глазами сменялись картинкой и несоклько десятков страниц, вы даже забывали дышать, лишь бы не спугнуть это ощущение? Наверняка, бывало. Сегодня я хочу поговорить как раз о таких текстах. О текстах, оживающих в воображении. Столкнувшись недавно с фикбуком и тем, что там творится, я неожиданно для себя смог сформулировать то, что раньше ощущалось исключительно на подсознательном уровне. Такой текст, который живет и расцветает, должен быть единым целым. С самой первой своей фразы он должен стремиться к концу, к последней точке в описании. Он должен быть ровным, красивым и глаз не должен цепляться ни за что. Как то самое "движение" и "цепное дыхание" в хоровом пении, когда длинная-длинная нота постепенно вырастает из тихого пьяно в гремящее форте, изображая армию ангелов или грозу. И при всем при этом, текст сам должен быть ярким и стремиться к самостоятельной жизни. У читателя должно быть ощущение, что он практически ничего не делает. Что он просто смотрит нарисованные картинки. Именно это и называется мастерством автора. Умением Писателя так выстроить фразы и предложения, что любой, самый безумный мир оживает перед читателем.
Эти-то фразы меня больше всего и интересуют. Они настолько яркие, что всё остальное становится просто фоном для них. Это яркие доминанты, погружающие нас в пучину истории.
Взять, к примеру, Гибсона. Его начало "Нейроманта" затягивает и оторваться просто невозможно: "Небо над портом было цвета телевизора, настроенного на пустой канал"
Или диалог Квотуа и Ктаэх:"Таких, как ты я вижу на метра вглубь, а и всей глубины-то там не больше полуметра".
"Таба Циклон" так весь можно разобрать на цитаты:«Салют! В эфире радио „Депрессия!" Мы приветствуем всех наших друзей-самоубийц, решивших уйти из жизни этим прекрасным мерзким вечером...»
А вас задевало что-то так, что хотелось по несоклько раз перечитывать одну и ту же фразу, снова снова погружаясь в тот удивительный и бесконечный мир, создаваемый магией нескольких слов, стоящих рядом?
Эти-то фразы меня больше всего и интересуют. Они настолько яркие, что всё остальное становится просто фоном для них. Это яркие доминанты, погружающие нас в пучину истории.
Взять, к примеру, Гибсона. Его начало "Нейроманта" затягивает и оторваться просто невозможно: "Небо над портом было цвета телевизора, настроенного на пустой канал"
Или диалог Квотуа и Ктаэх:"Таких, как ты я вижу на метра вглубь, а и всей глубины-то там не больше полуметра".
"Таба Циклон" так весь можно разобрать на цитаты:«Салют! В эфире радио „Депрессия!" Мы приветствуем всех наших друзей-самоубийц, решивших уйти из жизни этим прекрасным мерзким вечером...»
А вас задевало что-то так, что хотелось по несоклько раз перечитывать одну и ту же фразу, снова снова погружаясь в тот удивительный и бесконечный мир, создаваемый магией нескольких слов, стоящих рядом?
Теперь хоть кто-то сможет понять, почему не смотря на сотни, а то и тысячи прочитанных текстов за эти годы в любимых осело разве что два десятка)
А вот что касается именно фраз... то по моему тут все не совсем так. Когда я была маленькой (совсем), то пристала как-то к маме с расспросами почему сейчас мне так сильно нравится одна песня, через неделю другая, а еще через неделю что-то совсем-совсем третье. На что мне ответили, что в каждой песне есть что-то свое и в данный конкретный момент времени эта песня и музыка моей души просто поют об одном и том же)
В текстах же зачастую заложено больше и потому они резонируют с чем-то более глубинным и менее изменчивым. Вот как раз с помощью этих самых фраз-крючков и резонируют, задевая что-то сокровенное глубоко-глубоко... Жаль только, что чтоб найти один такой текст с несколькими такими фразами иногда требуются годы, а человеку свойственно меняться не только на внешнем, но и на этот самом глубинном уровне, и однажды ты понимаешь что эти крючки уже не для тебя((
В общем, я хотела сказать о том, что эти фразы очень индивидуальны. Даже они сделают гениальным и живым создаваемый мир для одного, то это совершенно не гарантирует такого же эффекта для другого.
И да, для сравнения, из тех крючков, которые я могу вспомнить сходу "Нарисуй мне солнце цвета Шульдиха", "Las`hark", "Если не можешь выиграть, измени правила игры" и "испытания — это дар свыше. А трудные испытания — великий дар. Не выдержать испытания — это неудача. Но отказаться от него — значит отказаться от дара. Это непоправимо, это хуже, чем несчастье"
Первые два чуть более чем полностью индивидуальны, а последнее прочитанное в нужном возрасте, сдвинуло мою картину мира. Хотя и с ним многие могут поспорить)
Насчет фраз-крючков...да, наверное ты права, хотя и не до конца. Есть такие, которые не истераются со временем и продолжают цеплять из раза в раз, хотя они и не так очевидны. К примеру как бы мне не надоела шумиха вокруг Гарри Поттера, первые части никогда не сотрутся из памяти и продолжат цеплять. Всё ж таки гражданка Роулинг сотворила невероятный по красоте мир, хоть и напустила в него жути под конец.
и если вдруг кому интересно, именно руководствуясь первой частью своего поста я и стараюсь писать свои тексты