Riding on silver whale
Случалось вам читать какой-то текст и представлять перед собой живую и интересную картину? Настолько живую и настоящую, что в какой-то момент буквы перед глазами сменялись картинкой и несоклько десятков страниц, вы даже забывали дышать, лишь бы не спугнуть это ощущение? Наверняка, бывало. Сегодня я хочу поговорить как раз о таких текстах. О текстах, оживающих в воображении. Столкнувшись недавно с фикбуком и тем, что там творится, я неожиданно для себя смог сформулировать то, что раньше ощущалось исключительно на подсознательном уровне. Такой текст, который живет и расцветает, должен быть единым целым. С самой первой своей фразы он должен стремиться к концу, к последней точке в описании. Он должен быть ровным, красивым и глаз не должен цепляться ни за что. Как то самое "движение" и "цепное дыхание" в хоровом пении, когда длинная-длинная нота постепенно вырастает из тихого пьяно в гремящее форте, изображая армию ангелов или грозу. И при всем при этом, текст сам должен быть ярким и стремиться к самостоятельной жизни. У читателя должно быть ощущение, что он практически ничего не делает. Что он просто смотрит нарисованные картинки. Именно это и называется мастерством автора. Умением Писателя так выстроить фразы и предложения, что любой, самый безумный мир оживает перед читателем.
Эти-то фразы меня больше всего и интересуют. Они настолько яркие, что всё остальное становится просто фоном для них. Это яркие доминанты, погружающие нас в пучину истории.
Взять, к примеру, Гибсона. Его начало "Нейроманта" затягивает и оторваться просто невозможно: "Небо над портом было цвета телевизора, настроенного на пустой канал"
Или диалог Квотуа и Ктаэх:"Таких, как ты я вижу на метра вглубь, а и всей глубины-то там не больше полуметра".
"Таба Циклон" так весь можно разобрать на цитаты:«Салют! В эфире радио „Депрессия!" Мы приветствуем всех наших друзей-самоубийц, решивших уйти из жизни этим прекрасным мерзким вечером...»

А вас задевало что-то так, что хотелось по несоклько раз перечитывать одну и ту же фразу, снова снова погружаясь в тот удивительный и бесконечный мир, создаваемый магией нескольких слов, стоящих рядом?

Комментарии
06.02.2015 в 08:43

Даже не думала, что шатаясь по такому месту как фикбук, можно набрести на такие умные мысли) На столько умные, что под основной частью поста могу поставить только ППКС)
Теперь хоть кто-то сможет понять, почему не смотря на сотни, а то и тысячи прочитанных текстов за эти годы в любимых осело разве что два десятка)

А вот что касается именно фраз... то по моему тут все не совсем так. Когда я была маленькой (совсем), то пристала как-то к маме с расспросами почему сейчас мне так сильно нравится одна песня, через неделю другая, а еще через неделю что-то совсем-совсем третье. На что мне ответили, что в каждой песне есть что-то свое и в данный конкретный момент времени эта песня и музыка моей души просто поют об одном и том же)
В текстах же зачастую заложено больше и потому они резонируют с чем-то более глубинным и менее изменчивым. Вот как раз с помощью этих самых фраз-крючков и резонируют, задевая что-то сокровенное глубоко-глубоко... Жаль только, что чтоб найти один такой текст с несколькими такими фразами иногда требуются годы, а человеку свойственно меняться не только на внешнем, но и на этот самом глубинном уровне, и однажды ты понимаешь что эти крючки уже не для тебя((
В общем, я хотела сказать о том, что эти фразы очень индивидуальны. Даже они сделают гениальным и живым создаваемый мир для одного, то это совершенно не гарантирует такого же эффекта для другого.

И да, для сравнения, из тех крючков, которые я могу вспомнить сходу "Нарисуй мне солнце цвета Шульдиха", "Las`hark", "Если не можешь выиграть, измени правила игры" и "испытания — это дар свыше. А трудные испытания — великий дар. Не выдержать испытания — это неудача. Но отказаться от него — значит отказаться от дара. Это непоправимо, это хуже, чем несчастье"
Первые два чуть более чем полностью индивидуальны, а последнее прочитанное в нужном возрасте, сдвинуло мою картину мира. Хотя и с ним многие могут поспорить)
11.03.2015 в 12:51

Riding on silver whale
просто та вакханалия беспорядочного стилесмешения и нежелания авторов хоть как-то поработать над своим текстом заставила меня осознать, чем же отличается настоящий текст от фанфикшна, а затем и сформулировать свои мысли, что происходит крайне редко.
Насчет фраз-крючков...да, наверное ты права, хотя и не до конца. Есть такие, которые не истераются со временем и продолжают цеплять из раза в раз, хотя они и не так очевидны. К примеру как бы мне не надоела шумиха вокруг Гарри Поттера, первые части никогда не сотрутся из памяти и продолжат цеплять. Всё ж таки гражданка Роулинг сотворила невероятный по красоте мир, хоть и напустила в него жути под конец.
и если вдруг кому интересно, именно руководствуясь первой частью своего поста я и стараюсь писать свои тексты

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail